ℹОколо 30% населения в той или иной степени боятся летать. Около 20% испытывают на борту серьёзный психологический дискомфорт. 10% доходят до состояния паники, истерики и ужаса. 6% в итоге вообще отказываются от полётов

➡1. Факты
Шанс погибнуть в авиакатастрофе равен шансу на выигрыш первого приза в «Евролото» или шансу забеременеть шестернёй. Любой ребёнок, случайно выбранный в любом аэропорту США, имеет больше шансов стать президентом, чем погибнуть на данном рейсе.
Людей, умерших от сердечного приступа во время секса, свернувших шею в ванной или подавившихся косточкой за обедом, гораздо больше, чем погибших в авиакатастрофе.
Страховые компании не считают, что профессии пилотов и стюардесс связаны с повышенным риском, и не делают для них никаких надбавок — в отличие, например, от страхования водителей грузовиков, лифтёров и строителей.

➡2. Что будет, если… 
🔹…начнётся турбулентность. Турбулентность — самый абсурдный страх в мире: ни один самолёт из-за неё ещё не разбивался за всю историю гражданской авиации. Это всего лишь небольшие колебания, связанные с неоднородной температурой воздуха. Перегрузки, которые при этом испытывает самолёт, гораздо меньше тех, с которыми встречается автомобиль на неровной дороге. А воздушных ям вообще не существует. Ощущение проваливания в дыру возникает, когда самолёт лишь немного теряет скорость движения по вертикали, не теряя при этом горизонтальной скорости. Просто наш вестибулярный аппарат, не привыкший к ощущениям в формате 3D, воспринимает это как резкое падение. 
🔹…откажут двигатели. Самолёт в воздухе держат не двигатели, они лишь создают ускорение, а летит машина благодаря разнице давлений над крылом и под крылом: примерно та же сила поднимает вашу руку вверх, если вы попробуете выставить её в окно движущегося автомобиля. Если все двигатели откажут, самолёт не упадет вниз камнем, а лишь начнёт медленно снижаться, скользя по воздушной подушке. Ведь под брюхом вовсе не пустота, а газ, имеющий определённую плотность, — чем больше скорость и ниже температура за бортом, тем выше эта плотность. Благодаря аэродинамическим качествам самолёт может планировать, потихоньку соскальзывая по воздушной горке более 40 минут — обычно этого времени вполне достаточно, чтобы найти какой-нибудь аэропорт и приземлиться. 
🔹…не выпустится шасси. Самолёт сядет либо на вспаханную грунтовую полосу, либо на бетон, залитый специальной пеной, проскользит какое-то время на брюхе и остановится. 
🔹…в самолёт попадёт молния. Это случается постоянно и не приводит ни к каким происшествиям. При проектировании самолёта учтена возможность попадания молнии, разряд проходит по алюминиевой обшивке и разряжается в воздух, не нанося никаких повреждений. 
🔹…отвалится крыло. Это невозможно. То, что крыло вибрирует при турбулентности и посадке, — совершенно нормально. Гибкость как раз и даёт гарантию того, что крыло точно не отвалится — как гибкое дерево не сломается в бурю. Крыло, как и все прочие детали конструкции самолёта, спроектировано с таким расчётом, чтобы во время испытаний выдерживать нагрузки во много раз более сильные, чем во время реального полёта. 
🔹…пилот уснёт. Большую часть полёта самолётом управляют не люди, а автопилот. Кроме того, пилотов всегда двое. Они даже едят разную еду — чтобы исключить возможность одновременного отравления. 
🔹…испортится погода. Туман, ветер, град, проливной дождь нелётной погодой не считаются. Современные аэропорты оснащены системой автоматического контроля посадки, благодаря которым самолёт может садиться хоть вслепую, а пилоты постоянно проходят специальные тренировки по полётам в неблагоприятных условиях. Если погода слишком плохая, самолёт просто не вылетит или приземлится в другом аэропорту.

➡3. Приложения для аэрофобов 
🔹«Летаем без страха»: Бесплатное приложение даёт начальную информацию о природе аэрофобии и основные знания об аэродинамике и турбулентности. Идеально подходит тем, кто хотел бы начать лечение, но не решается приобрести полный курс. 
🔹SkyGuru: Это как если бы рядом с вами летел профессиональный пилот и объяснял всё, что происходит в режиме реального времени: почему самолёт затрясло, что это за звук, опасны ли эти облака и так далее. Выдаёт профессиональный авиационный прогноз погоды на ваш рейс и прогноз зон турбулентности. Подсказывает, что делать, если началась паника. 
🔹#No_Fear: Быстрый и чёткий инструмент работы с иррациональными фобиями и паническими атаками. Приложение состоит из двух частей: «учимся» и «тренируемся». Первая часть — информация о природе страха и причинах возникновения фобий. Вторая — постепенное погружение в пугающие ситуации с помощью виртуальной реальности. 
🔹Take me up: Возможность оказаться в кабине пилотов в формате видео 360° и получить объяснение всех пугающих явлений и ситуаций на борту.

➡4. Советы для аэрофоба 
🔹Готовьтесь к полёту заранее. Получите знания об авиации, физиологии страха, скачайте приложения. 
🔹Прекратите изучать статистику авиакатастроф, пытаясь вычислить самые безопасные авиакомпании, аэропорты и модели самолётов. Перестаньте читать подробности и свидетельства очевидцев, а особенно мнения «специалистов» о причинах, в 95% случаев рассуждения эти — профанация и фантазии, не имеющие отношения к реальности, которые только усиливают ваши страхи. 
🔹Не изучайте прогноз погоды накануне вылета, не пытайтесь считать в лицах стюардесс признаки беспокойства, не прислушивайтесь к звукам и вибрациям. Контролируйте себя и своё поведение, а не самолёт. Самолётом займутся профессионалы. 
🔹Во время паники не давайте своему телу напрягаться. Не вжимайте голову в плечи, не хватайтесь за ручки кресла, не упирайтесь ногами в пол, наоборот, постарайтесь принять максимально расслабленную позу и следить, чтобы дыхание было спокойным, — это станет сигналом для мозга, что всё в порядке, и поможет быстрее успокоиться.

➡5. Как снять приступ паники 
🔹Если уж вас накрыло, алкоголь и успокоительные не помогут. Паника — штука физиологическая. Пугаясь, вы автоматически делаете глубокий вдох: «А-ах!», и это запускает адреналиновую цепочку. Мозг получает сигнал SOS! и выделяет в кровь порцию адреналина. Сердце начинает колотиться быстрее, чтобы скорее прокачать эту кровь через всё тело, увеличив скорость реакции. 
🔹В нормальной ситуации, когда за вами, скажем, гонится маньяк, мозг тут же получает разрядку. Вы даёте маньяку в глаз или удираете. Опасность исчезает. Вы облегчённо выдыхаете, и запускается обратный процесс: человек успокаивается. В самолёте же разрядки не наступает. 
Искажённое аэрофобией сознание продолжает сигналить об опасности. Мозг выделяет новую порцию адреналина. И так, круг за кругом, вы входите в панический штопор. 
🔹Чтобы из него выйти, нужно запустить процесс в обратную сторону. Закрыть глаза, откинуться на спинку кресла, сделать спокойный и неглубокий вдох, а затем медленно выдохнуть через нос, повторяя про себя по слогам: «Рас-слаб-ля-ем-ся». И действительно расслабиться, обмякнуть, отпустив напряжение из ног и рук, живота и шейного отдела. А новый вдох немного задержать и снова постараться вдохнуть спокойно и неглубоко. Упражнение надо повторять до тех пор, пока сердцебиение не успокоится. Аэрофобию это не вылечит, но успокоиться поможет.

➡6. Как помочь человеку с аэрофобией 
🔹Друзьям и близким людей, страдающих аэрофобией, важно понять, что происходящее с вашим спутником — не блажь, не глупость, не кокетство, не стремление привлечь к себе внимание или найти оправдание для лишнего стакана перед вылетом. Это болезнь. Пытаться успокоить аэрофоба разумными доводами — всё равно что лечить грипп лекциями о том, что болеть — вредно. 
🔹Ещё хуже — шутки и стёб, которые не снимают панику, а, наоборот, вгоняют в полное отчаяние. Да, для вас это выглядит так, как если бы он со слезами на глазах признавался, что боится, например, стола на кухне. Но если вы хорошо относитесь к оказавшемуся рядом с вами аэрофобу, никогда не смейтесь над его страхами в тот момент, когда вы в самолёте.
🔹Чем спокойнее вы будете себя вести, тем лучше будет себя чувствовать паникёр на соседнем кресле. Лучше постарайтесь отвлечь его от тревожных мыслей — задавайте ему вопросы про те сферы, в которых этот человек хорошо разбирается. Девушек отлично переключает предложение полистать каталог товаров дьюти-фри и выбрать себе подарок. А влюблённых девушек — приглашение целоваться всякий раз, когда случается турбулентность: тогда воздушных ям они будут ждать не с ужасом, а с блеском в глазах.